Сделать greenmama.ru стартовой страницей
Вы здесь: / Журнал "Искусство Жизни" / Дети / Мамина школа

Как научиться управлять детским темпераментом?



Все дети очень разные... Даже близнецы с самого рождение ведут себя по-разному, хотя воспитываются в одинаковых условиях.

Одни дети от природы спокойны и медлительны. Другие энергичны и самостоятельны. Третьи несдержанны, раздражительны, их решительность не всегда обдуманна. Четвертые нерешительны и не уверены в себе. Одни на замечания и наказания взрослых реагируют криком, другие плачем, третьи замыкаются в себе, а четвёртые просто не обращают на них никакого внимания. В чём причина таких различий? А причина действительно есть, и название ей - темперамент. Попробуем разобраться в том, что это такое.

Темперамент (от лат. temperamentum - надлежащее соотношение частей, соразмерность) - это характеристика личности со стороны её динамических особенностей: скорости, интенсивности, темпа, ритма ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ и ЭМОЦИОНАЛЬНЫХ СОСТОЯНИЙ. Темперамент человеку даётся от рождения, его черты наследуются от родителей. В его основе лежит тип высшей нервной деятельности.

Темперамент определяет силу и скорость детских реакций на жизненные события, степень эмоциональности маленькой личности. Он проявляется в скорости речи и мышления, в движениях, мимике, жестах, в манере общения, в реакциях на жизненные проблемы и пр. При этом сложность заключается в том, что сами дети из-за недостаточной зрелости психики ещё НЕ УМЕЮТ контролировать свое, порой раздражающее или возмущающего маму и папу, поведение. Выходит, что не ребёнок управляет собственным темпераментом, а темперамент управляет им. Только спустя годы взросления у малыша накапливается определённый жизненный опыт, благодаря которому он постепенно учится справляться с "неудобными" особенностями своей психики.

Но, несмотря на это, необходимо отметить, что в целом темперамент является относительно устойчивым образованием и претерпевает в течение жизни очень незначительные изменения. Он мало подвержен изменениям вследствие воспитания, в процессе образования, под влиянием различных жизненных событий (как положительных, так и отрицательных). С психологической точки зрения темпераментом проще научиться управлять, чем тратить силы и время на его целенаправленное изменение, потому что ПЕРЕДЕЛАТЬ ЕГО КАРДИНАЛЬНО НЕВОЗМОЖНО (хотя многие родители этого не знают и тратят массу душевных и физических сил, "сражаясь" со своим чадом).

Но зато, зная темперамент своего ребёнка, можно достичь очень многого:

• можно научиться прогнозировать поведение своего малыша в той или иной ситуации, избавив, таким образом, ребёнка и себя от многих трудностей;
• можно научиться устранять факторы, способные "повредить" его юную душу;
• можно научиться использовать в "мирных целях" как положительные черты темперамента, так и отрицательные.

Иными словами, внимательные родители способны НАУЧИТЬСЯ УПРАВЛЯТЬ темпераментом своего ребёнка. И это очень хорошая новость для многих родителей, сталкивающихся с проблемами в воспитании собственных детей. Для того чтобы овладеть этим мастерством, родителю необходимо:

1. Знать, какие типы темпераментов существуют в "природе".

2. Суметь определить темперамент своего малыша.

3. Изучить его слабые и сильные стороны.

4. Определить темперамент у самих родителей (это особенно необходимо в том случае, если вам очень трудно даётся конструктивное взаимодействие с ребёнком, если вы часто его не понимаете, если он часто делает то, что не вписывается в ваши стереотипы поведения).

5. Научиться использовать полученные знания на практике(причём терпеливо и планомерно).

Итак, приступим к выполнению нашего плана.

КАКИЕ БЫВАЮТ ТЕМПЕРАМЕНТЫ?

В зависимости от степени выражения того или иного свойства нервной системы различают четыре основных типа высшей нервной деятельности и соответственно четыре ОСНОВНЫХ типа темперамента: МЕЛАНХОЛИЧЕСКИЙ, ФЛЕГМАТИЧЕСКИЙ, ХОЛЕРИЧЕСКИЙ И САНГВИНИЧЕСКИЙ. Не углубляясь в психологические тонкости, скажу лишь, что эти названия существует, не теряя своей актуальности, уже много веков. Их основоположником был выдающийся врач древности Клавдий Гален (131 - 200 гг.), и образованы эти названия от греко-латинских корней:

• флегматик от "флегма", что значит слизь;
• холерик от "холе", что значит желчь;
• меланхолик от "мелане хойле", что значит чёрная желчь;
• сангвиник (уже от латинского) "сангвис", что значит кровь.

Естественно, о содержательной части этих названий в 21 веке почти никто и не задумывается, но надо заметить, что их отголоски всё же прослеживаются в современном языке: "сухой, желчный человек" - я думаю, это и многие другие выражения знакомы каждому. Разумеется, за свою долгую жизнь классификация Галена претерпела много содержательных изменений, была развита и дополнена другими учёными, в частности первым в русской истории нобелевским лауреатом (1904 г.) физиологом Иваном Петровичем Павловым. Именно его классификацией в большей степени психологи пользуются и по сей день, несмотря на то, что в данной области различные открытия происходят практически постоянно.

Итак, какие же психологические сущности стоят за этими древними и одновременно современными названиями? Эту тему необходимо обсудить отдельно, что мы и сделаем в следующей статье, которая будет продолжением нашего разговора. В ней будут рассмотрены не только особенности разных темпераментов детей, но и даны практические рекомендации о том, как правильно воспитывать ребёнка с конкретным типом темперамента.

Для того чтобы вам легче было определить тип темперамента своего ребёнка, предлагаю вам воспользоваться несложным, но достаточно информативным тестом.

Тест: "Определяем темперамент своего ребёнка"

Процедура: каждый вопрос содержит четыре варианта ответа. Выберите то описание, которое более всего соответствует поведению вашего ребёнка и обведите букву перед ним.

1.Как обычно ваш малыш реагирует на замечания родителей (воспитателей, учителей)?

А. Обещает, клянётся, что это было в последний раз, но вскоре опять совершает аналогичный поступок.
Б. Злится, возмущается и в итоге поступает по-своему.
В. Спокойно признаёт свою вину.
Г. Обижается, легко расстраивается, плачет.

2.Как ваш ребёнок поступает в ситуациях, требующих быстрых и решительных действий?

А. Его мгновенно охватывает азарт.
Б. Действует быстро и энергично.
В. Ведёт себя спокойно и сосредоточенно.
Г. Действует нерешительно, робко.

3. Какой поведенческой линии ребёнок придерживается в споре со сверстниками?

А. Активно отстаивает свою позицию, но при этом пытается учитывать и чужие мнения.
Б. Горячится, раздражается, никого не хочет слушать.
В. Говорит уверенно, без лишних эмоций, последователен в изложении своих мыслей.
Г. Ведёт себя очень нерешительно.

4.Как ваш ребёнок ведёт себя, оказавшись в незнакомой обстановке, новом месте (например, в гостях, в кабинете у врача).

А. Быстро приспосабливается к новым обстоятельствам, ведёт себя оживлённо, проявляет интерес к окружающему.
Б. Быстро возбуждается, иногда (часто) нервничает.
В. Спокойно присматривается к непривычной обстановке.
Г. Робеет, стесняется, нерешителен, скован.

Подведение итогов: внимательно посмотрите на буквы, которые оказались помеченными. Преобладание вариантов "А" указывает на то, что темперамент вашего ребенка близок к сангвиническому типу. Если среди ответов больше вариантов "Б", вероятнее всего ваш малыш - холерик. Если вы выбрали как минимум два варианта "В" или "Г", то ваш ребёнок либо флегматик ("В"), либо меланхолик ("Г").

Здесь я хочу отметить, что в жизни темперамент в "чистом виде" (т.е. когда ребенку полностью свойственны черты только одного типа) встречается редко. Чаще же мы наблюдаем смешение черт и, соответственно, образование промежуточных типов. Но даже в этом случае наиболее яркие черты всё равно будут уловимы. Именно на них и стоит обращать внимание.

Тем родителям, которые интересуются проблемами темперамента и хотели бы определить свой собственный тип, я рекомендую воспользоваться темпераментологической методикой Ганса Айзенка (взрослый вариант называется Методика Айзенка ЕРI). В настоящее время данный тест является общедоступным (хотя и не относится к разряду популярных) и опубликован в многочисленной психологической литературе. Кроме того, его электронная версия достаточно часто встречается на страницах Интернета.

Уважаемые родители, особо хочу подчеркнуть, что ошибочно думать то, что самый "лучший" темперамент - сангвинический, а "худший" - меланхолический. Такая убеждённость (а она очень распространена) является в корне неверной. "Плохих" или "хороших" темпераментов не существует. Каждый темперамент, как и любая медаль, имеет две стороны, т.е. У КАЖДОГО ИЗ НИХ ЕСТЬ КАК ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ, ТАК И ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ ЧЕРТЫ. Так же помните о том, что, несмотря на то, что изменить темперамент невозможно, опираясь на пластичность нервной системы, можно повлиять на его проявления. Меры воспитательного воздействия при этом следует отбирать такие, которые бы противодействовали углублению недостатков темперамента и развивали бы его сильные стороны. Следует стремиться не подавлять, а управлять типом темперамента ребенка.

Будьте внимательны и добры к своим детям, всегда старайтесь их понять, как бы сложно вам это не давалось, и вы обнаружите, что их детская любовь к вам не будет знать границ. (Продолжение следует)

Психолог Алёна Москвина

Использование материала статьи разрешается только с указанием активной ссылки на первоисточник © www.greenmama.ru

Поделиться ссылочкой

Мнения и отзывы о статье

Ирина
дата 10.07.2007
время 19:18

Как научиться управлять детским темпераментом?
Мне кажется статья не отвечает на главный вопрос, в ней заявленный: Как научиться управлять детским темпераментом? Как поступать в тех или иных случаях?

mui mui
дата 31.10.2012
время 16:22

Re: Как научиться управлять детским темпераментом?
+1

Ольга
дата 25.04.2008
время 14:55

Как научиться управлять детским темпераментом?
Моему сыну 13 лет, мальчик очень активный занимается спортом,учится на 4 и 5,но вот проблема никак не может найти контакт с одним из учителей.Постоянно хулиганит и срывает ее уроки,самое интересное что с другими учителями такого нет.Учитель считает виноватым в этом только ребенка и не желает задуматься почему дети с ней конфликтуют,считает что ПЕДАГОГ всегда прав.Как быть?

Елена
дата 14.04.2008
время 23:29

Как научиться управлять детским темпераментом?
Здравствуйте,Алена!У меня большая проблема с сыном - он не хочет ни учиться,ни работать .Ему скоро 16.Школу посещает с удовольствием только из-за кружка "Моделирования роботов".Школа физико-математического уклона.А по физике и математике у него самые низкие сейчас оценки,т.е. -0.Переходить в другую школу он категорически против,хотя на дорогу тратит каждый день 2 часа.
Никого из родных у нас нет ,с 7 лет воспитывала его сама, но 4 года назад с нами стал жить его отец(мы официально в разводе),который уделял очень мало времени и внимания ребенку и раньше.С его возвращением отношения с сыном ухудшились,хотя предполагалось обратное - все-таки отец и сын.Собственно говоря,он и вернулся только потому,что так хотел сын.С каждым годом средний бал все хуже,а наглости больше.Целыми днями и ночами под компьютером,а если пытаюсь его выключить ...Положение неподдающееся поддержке со стороны школы - сказали походить на беседы к психологу с сыном.Оказывается плохая успеваемость это не относится к проблемам школы!!!Это проблема только моя,так как и родной отец не способен повлиять на сына,а точнее не имеет никакого желания это делать.Такие у него взгляды на воспитание.Сын по типу темперамента больше холерик,но и процентное отношение меланхолика тоже достаточно велико.
Очень надеюсь на Ваш совет,потому что люблю своего сына даже больше,чем раньше и не хочу, чтобы он себя вот так транжирил.Все говорят,что он очень способный,но ленивый, хороший друг,хотя и частный собственник,любящий братик,хотя не всегда есть настроение играть с младшей сестрой.Я доверяю ему больше,чем даже его отцу.

Рекомендуем:

Вы не зарегистрированы или не авторизованы.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять сообщения.

Отправить ссылку на статью другу

Введите e-mail друга
От (введите своё имя)
Комментарии
Ваше мнение о сайте