image1

Ресторанный этикет начинается с выбора заведения.
Собираетесь ли вы пообедать с коллегами, или выпить хорошего пива в кругу близких друзей, или провести романтический вечер с дамой - позаботьтесь о том, чтобы ресторан соответствовал вашим намерениям. Чтобы получить представление о кухне и уровне цен можно предварительно позвонить и получить информацию по телефону. Если в меню выбранного вами ресторана входят блюда национальной или экзотической кухни, вам нужно непременно узнать вкусы приглашенных вами людей. Вполне возможно, что вашему гостю не по душе такие гастрономические изыски, как тушеные мозги обезьяны.
Нелишне забронировать столик заранее. Если вы планируете провести в
ресторане банкет или званый ужин, то вам необходимо лично встретиться с
метрдотелем, чтобы заранее обсудить меню, а также встречу и размещение за
столом ваших гостей. Еще один важный момент - ваша одежда. Перекусить в фаст-фуде, или отправиться с друзьями в ночной бар, облачившись в джинсы и футболку, не вступит в противоречие с правилами этикета. Но появиться в приличном ресторане в таком виде так же нелепо, как прийти в гольф-клуб в смокинге.

В ресторан мужчина входит первый. Тому есть несколько причин. Во-первых, так он оберегает свою спутницу от неожиданных столкновений и предупреждает ее о ступеньках или пороге, не забывая при этом придержать дверь и подать даме руку. Во-вторых, по этому признаку метрдотель вправе сделать вывод о том, кто является инициатором прихода в ресторан, то есть будет делать заказ и оплачивать счет. Соответственно, если в ресторан пришли только мужчины, или только дамы, или компания, приглашенная дамой, то действует правило: первым входит тот, кто приглашал. Но если при входе посетителей встречает швейцар, мужчины должны пропустить своих спутниц вперед.

В гардеробе мужчина раздевается сам, а затем помогает раздеться даме. После этого он передает вещи гардеробщику и хранит у себя номерки. Кстати, покидая ресторан, мужчине следует действовать в обратном порядке: сначала подать пальто спутнице, а потом уже одеться самому. При входе в зал гостей встречает старший официант или метрдотель, который провожает посетителей к заказанному столику. Порядок следования таков: сотрудник ресторана, дама или гости, а затем пригласивший.

Но реальнее ситуация, когда приходится самостоятельно выбирать столик.
Помните, что очень нежелательно подсаживаться к уже занятому столу, даже если за ним сидят ваши знакомые. Если вы окажетесь в затруднении - обратитесь все-таки к сотруднику ресторана. Выбрав столик, мужчина, слегка выдвинув стул, помогает даме сесть. Если дама приходит без спутника, эта галантная обязанность возлагается на обслуживающий персонал. Мужчине следует занять место слева от спутницы, или напротив нее. Даме желательно сидеть лицом к большей части зала, но, ни в коем случае, не в проходе. Если обедают двое мужчин и одна женщина, она садится между ними. Так же полагается сидеть мужчине в обществе двух дам.

При обращении к обслуживающему вас персоналу, удобнее всего обращаться по имени, написанному на бэйдже. Использовать обращение: девушка, молодой человек по отношению к официанту вряд ли уместно. Впрочем, в хорошем ресторане опытный официант сразу определит, когда вы будете в нем нуждаться и без вашего обращения. Достаточно взгляда или соответствующего жеста. Один совет: никогда не вступайте в пререкания с официантом. Если вы считаете, что он уделил вам недостаточно внимания, пусть это отразится на размере чаевых. Если вас вообще не устраивает обслуживание - вызовите менеджера и попросите сменить вам официанта. Вы также имеете полное право потребовать замены блюда, если останетесь недовольны его качеством. В хорошем ресторане ваши претензии будут немедленно приняты и устранены без конфликтов и скандалов.

Существует невербальный язык общения с ресторанным персоналом: если Вы сложите вилку и нож вместе на тарелке, повернув их ручками вправо (как 4.25 на циферблате ваших часов), это будет означать, что вы закончили с этим блюдом, и можно унести грязную посуду. Если же вы еще не до конца насладились изысканным блюдом, но нуждаетесь в небольшой передышке - оставьте приборы на тарелке в виде буквы "Х". Иначе, вернувшись к трапезе, вы рискуете обнаружить, что "все вкусное" уже унесено расторопным официантом. Официант обслуживает клиента, подходя с левой стороны, и только напитки подает справа. Мнение о ресторане можно составить по уже по тому, как выглядит его меню. В солидном заведении меню должно быть красиво напечатано на хорошей и дорогой бумаге. Перечень блюд и их описание должны быть приведены на русском языке. Меню на иностранном языке, как и меню на двух языках, во всем мире считается дурным тоном. Для иностранных гостей может быть составлено отдельное меню. Кстати, в некоторых ресторанах практикуется двойное меню: для мужчины - обычное, а для приглашенной им дамы - такое же, но без цен.

Обслуживающий официант предложит вам аперитив - напиток, который поможет скоротать время в ожидании исполнения заказа и вызовет аппетит. Вы можете выбрать минеральную воду, сок с небольшим содержанием сахара или легкое сухое вино. Меню официант подаст сначала даме (или гостям), а после этого - человеку, оплачивающему мероприятие. Заказ делает хозяин столика: сначала перечисляет блюда, выбранные гостями, а завершает заказ своими пожеланиями. Считается, что дама не должна сама обращаться к официанту. Ей следует адресовать все свои вопросы и просьбы к спутнику. Впрочем, несоблюдение этого правила не считается ошибкой.

Блюда подаются в определенном порядке: сначала холодные и горячие закуски, далее суп, затем основное блюдо, сыр и, наконец, десерт. Закуски и основное блюдо заказывают сразу, а десерт лучше выбрать в конце. После того, как вы определились с заказом, вам предложат карту вин ресторана. В солидных ресторанах специальный официант-сомилье подробно расскажет вам о преимуществах того или иного вина, об их сочетаниях, а так же порекомендует спиртные напитки, подходящие к блюдам, которые вы заказали.

Если вы остановили свой выбор на дорогом коллекционном вине, вам сначала предложат его попробовать. Официант, продемонстрирует бутылку, указав на название и год. Для того чтобы соблюсти ритуал, дегустатору следует посмотреть вино на свет, вдохнуть аромат и попробовать на вкус. Попробовав вино, клиент может либо подтвердить свой заказ, либо потребовать замены, но только в том случае, если вино не соответствует качеству и особенностям своего сорта. После дегустации официант сначала наполняет бокал дамы (или гостей), а затем бокал хозяина столика. В обязанности пригласившего входит следить за тем, чтобы бокалы его гостей не пустовали.

К концу трапезы можно заказать дижестив - крепкие спиртные напитки коньяк, водка и т.д.). Предложение покинуть ресторан должно исходить от инициатора встречи. Если столик заказан на двоих - окончить трапезу предлагает мужчина. Только в исключительных случаях женщина, посмотрев на часы, может сказать: "К сожалению, мне пора". Правила этикета не позволяют официанту приносить вам счет до тех пор, пока вы его об этом не попросили. Счет вам принесут в специальной папке или на подносе, перевернув чек "лицом" вниз. Пожалуй, самая грубая ошибка, которую может совершить официант - это положить "открытый" счет и вслух назвать итоговую сумму. Официант также не должен стоять над вами в ожидании денег.

Если изначально предполагается, что каждый из присутствующих платит за себя сам, проинформируйте об этом официанта до начала трапезы, когда будете делать заказ. Тогда для каждого участника ужина будет приготовлен отдельный счет. В любом другом случае с официантом расплачивается один человек.
Нет ничего зазорного в том, чтобы проверить принесенный счет. Менеджер тоже может ошибиться. Но комментировать содержание счета вслух недопустимо.
Крайне невежливо также обсуждать, кто именно будет платить по счету, или устраивать "складчину" в присутствии официанта.

Деньги, кредитную или бонусную карточку (в ресторанах, где предусмотрена такая форма оплаты) нужно положить в папку или на поднос вместе со счетом и оставить на краю стола. Не забудьте о чаевых. Это вопрос довольно деликатный, поэтому не стоит обсуждать его с официантом и своими спутниками.
Чаевые - это не подачка, а знак благодарности за хорошее обслуживание.
Обычно чаевые составляют 10% от суммы принесенного счета. Конечно, если вы остались в полном восторге от обслуживания, то сумма может быть и больше.
Но если у вас есть причины для недовольства, ни о каких чаевых не может быть и речи. Этим вы заставите официанта задуматься о своих профессиональных навыках и в следующий раз уделить больше внимания клиентам. Однако не заплатить чаевых без причины является дурным тоном.
Пока происходит расчет, остальные участники трапезы не должны акцентировать на этом своего внимания, продолжая беседу.

Уйти из ресторана следует неторопливо. Не забудьте поблагодарить обслуживающий персонал. Не надо считать, что щедрые чаевые могут заменить обыкновенное человеческое "спасибо" и "было очень вкусно". Ваше доброе слово важно и для официанта, и для администрации, и для репутации ресторана.

Желаем вам приятно провести время.

Опубликовать в FacebookОпубликовать в TwitterОпубликовать в VKontakteОпубликовать в Моем МиреОпубликовать в LiveJournalОпубликовать в ОдноклассникахОпубликовать в Yandex

Мнения и отзывы о статье

Саша
дата 24.10.2006
время 20:58

Правила поведения в ресторане

Евгения
дата 08.04.2005
время 17:08

Правила поведения в ресторане
СУпер,супер. Надо же как много мы не знаем о поведении в ресторане! Теперь взяв на заметку эту статью можно спокойно идти в ресторан не боясь оказаться "дураком".

Алена
дата 30.04.2006
время 13:40

Re: Правила поведения в ресторане
Нет можно оказаться "дураком" так как не написали как есть курицу, мясо и т.п. в смысле вилкой или руками!!!

Lenok_novgorod
дата 30.04.2006
время 14:50

Re: Re: Правила поведения в ресторане
Алёна, курицу вполне допустимо есть руками( выступающую косточку ножки можно обернуть салфеткой), а мясо обычно отрезают по кусочку от большого куска( как и тигровые креветки)

Алена
дата 30.04.2006
время 13:39

Правила поведения в ресторане
Правила поведения за столом отстой!!!
Как в ресторане едят курицу, мясо и т.п. в с мысле руками или вилкой сножем?

Другие материалы рубрики

Вы не зарегистрированы или не авторизованы.
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или авторизуйтесь, чтобы оставлять сообщения.

Отправить ссылку на статью другу

Введите e-mail друга
От (введите своё имя)
Комментарии
Ваше мнение о сайте