Выступление Татьяны Весниной: Сколько лет ребенок должен учиться в школе?

Сделать greenmama.ru стартовой страницей
Вы здесь: / Форум/конференции / Образование
Регистрация | 
автор сообщение по веткам | по хронологии

Татьяна Веснина
дата 12.04.2012
время 08:35

Выступление Татьяны Весниной: Сколько лет ребенок должен учиться в школе?
Здравствуйте, уважаемые участники конференции. Вас приветствует Татьяна Веснина.

Татьяна Веснина
дата 12.04.2012
время 08:36

Выступление Татьяны Весниной: Сколько лет ребенок должен учиться в школе?

Школьное образование незаменимый элемент образования в современном обществе, формирующий у ребёнка базовые знания и навыки. Каждый человек около десяти лет учится в школе. В каждом классе по каждому предмету есть учебники. Иногда один и тот же учебник применяется в нескольких классах старшей школы. Количество дней, когда школьник учится, зависит от устава школы.
Школы в России дают обучаемым так называемое среднее образование. Школы, дающие только стандартный курс общего образования, именуются просто «средними школами», а школы, дающие углублённые знания по отдельным дисциплинам, либо вводящие в дополнение к обязательному курсу собственные дисциплины, могут именоваться иначе («школа с углублённым изучением предметов», «лицей», «гимназия»).
Обучение в государственных средних школах официально является бесплатным. В последние десятилетия существования СССР школы также бесплатно снабжали учеников учебниками, сейчас учебные пособия приобретаются.
В настоящее время полный курс обучения в российской школе занимает 11 лет.
До 1986 года курс школьного обучения был 10-летним (начальная школа — 3 года, основная — 5 лет, старшая — 2). Затем в порядке эксперимента был введён 4-летний курс начальной школы, но ученикам предоставлялась возможность выбора, по 3-летней (10-летней) или 4-летней (11-летней) программе им учиться. При этом ученики, обучавшиеся по 3-летней программе, при переходе на основную ступень «перепрыгивали через номер» — из 3-го класса переходили в 5-й, причём единовременно, в 1989 году, такое «перепрыгивание» было произведено во всех классах. В настоящее время 3-летнее начальное обучение отменено полностью: все вновь поступающие в школу дети учатся по 11-летней программе.
Нормативные сроки освоения общеобразовательных программ по ступеням общего образования, принятые Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 марта 2001 г. № 224:
• I ступень (начальное общее образование) - 4 года;
• II ступень (основное общее образование) - 5-6 лет;
• III ступень (среднее (полное) общее образование) - 2 года.
Начальное и основное общее образование в школе согласно Конституции РФ является обязательным для всех. Ответственность возлагается на родителей или законных представителей, которые с учетом мнения детей имеют право выбора образовательного учреждения и формы обучения детей до получения ими основного общего образования.
Школьный курс делится на три этапа, официально именуемые: «начальная школа», «основная школа» и «старшие классы».
Начальная школа.
По современным правилам в 1 класс принимаются ученики, которым в год поступления исполнится семь лет. Таким образом, на момент поступления в первый класс ученику обычно бывает от 6 до 8 лет.
Начальная школа занимает 4 года — с 1-го по 4-й класс. Её задачей является дать минимальный базовый набор знаний и умений, необходимых для жизни и любой работы: чтение, минимально грамотное письмо, элементарная математика, начальное трудовое обучение. Помимо этого проводятся общеразвивающие занятия: музыка, физкультура, иногда хореография, искусство, имеется предмет «окружающий мир», на котором ученикам просто рассказывают обо всём, с чем они могут встретиться в жизни. Со второго класса во всех школах вводится обучение иностранному языку (до 2005 года иностранный язык в начальных классах изучался только в специализированных школах).
За классом в начальной школе закрепляется один учитель, который несёт ответственность за класс и ведёт почти все предметы, исключение физкультура и музыка. Класс имеет одно собственное помещение, где проводятся все уроки, кроме тех, для которых требуется специальное помещение или оборудование. Количество уроков обычно не превышает четырёх в день. В первом классе с1995 года школьники учатся пять дней в неделю.
Исторически начальная школа была одним из возможных вариантов образования для людей, не нуждающихся в более полном образовании. Нередко её посещали подростки или даже взрослые ученики, которые в детстве не имели возможности посещать школу и обучиться грамоте. Окончив школу и получив начальное образование, ученик мог поступать на низкоквалифицированную работу. Но уже более полувека абсолютное большинство людей заканчивает начальную школу в детском возрасте, после чего переходит на следующий этап обучения.
В 60-70- годы начальная школа была в обязательном порядке 4 года. Потом ещё 4 года нужно было проучиться, чтобы получить неполное среднее образование, что давало право поступления в средние специальные учебные заведения, которые готовили специалистов среднего звена, их выпускников можно было встретить на должности мастера,начальника участка, начальника цеха, технолога, конструктора, и т.д. Потом 2 года: 9 и 10 классы - полное среднее образование, которое в те годы не было обязательным, но давало право поступления в ВУЗ. Право поступления в ВУЗ давало также среднее специальное образование, полученное, например в техникуме.
Основная школа.
В течение пяти лет, с 5-го по 9-й класс, школьники учатся в основной школе. Основной курс средней школы даёт базовые знания по главным направлениям наук. В основной школе обучение ведётся по стандартной предметно-кабинетной системе: каждый учебный курс ведёт учитель — специалист по данной дисциплине, за которым закреплён собственный кабинет, и класс в течение учебного дня переходит из кабинета в кабинет. Кроме того, за классом закрепляется классный руководитель — один из учителей школы, который официально отвечает за класс, решает административные и организационные вопросы, связанные с обучением класса в целом и его учеников.
Общее количество изучаемых в основной школе дисциплин — около двух десятков. Среди них: алгебра, геометрия, физика, неорганическая химия, биология, русский язык, литература, история, география, иностранный язык, музыка, труд, физкультура. Учебная нагрузка составляет в среднем шесть уроков в день.
По окончании основной школы ученики сдают экзамены: алгебра, русский язык и еще два по выбору. По результатам обучения выдаётся документ — «Аттестат об основном общем образовании» — подтверждающий факт обучения и содержащий оценки по всем изучавшимся дисциплинам. По завершении основной школы часть учеников остаётся в школе и переходит в старшие классы, часть отправляется учиться в средних специальных учебных заведениях.
Старшие классы.
Основное назначение старших классов — подготовка к поступлению в вуз. В России - это последние два года обучения.10 класс и 11 класс.
В учебный курс входит дальнейшее изучение части предметов, изучавшихся ранее в основной школе, а также небольшое количество новых дисциплин. В настоящее время делается очередная попытка перехода в старших классах на профильное обучение, когда ученик выбирает направление более углублённого изучения предметов, исходя из собственных склонностей. Набор возможных профилей обучения, предоставляемых школой, может варьироваться. В дополнение к общеобразовательным предметам вводится Начальная военная подготовка (НВП), рассматриваемая как подготовка учащихся к службе в армии. Этот предмет обычно ведут отставные военные, на него может отводиться отдельный день в учебной неделе. Учебная нагрузка в старших классах составляет до семи уроков в день.
По завершении обучения ученики сдают Единый государственный экзамен (ЕГЭ). Ученики обязаны сдать математику и русский язык. Сдача ЕГЭ по остальным предметам является добровольной, при этом ученики выбирают, как правило, те предметы, которые нужны для поступления в выбранный вуз.
До всеобщего введения ЕГЭ (2009 год) выпускникам старшей ступени, получившим по всем предметам полугодовые, годовые и экзаменационные отметки «отлично», вручалась золотая медаль[, а имеющим одну отметку «хорошо» — серебряная, и медалистам полагались льготы при поступлении в вуз по традиционной форме. С введением ЕГЭ эти льготы утратили смысл и были отменены. Выдача медалей по-прежнему допускается (и практикуется в реальности), но лишь в качестве морального поощрения.
Успешно закончивший последний этап обучения получает Аттестат о среднем образовании — документ, подтверждающий получение знаний в объёме государственного стандарта. В аттестате указываются итоговые оценки по всем изучавшимся предметам.
Школьная форма.
Школьная форма — повседневная форма одежды для учеников во время их нахождения в школе и на официальных школьных мероприятиях вне школы.
В России история школьной униформы началась в 1834 году, когда была утверждена общая система всех гражданских мундиров в Российской империи, в том числе и для средних учебных заведений. Положение о гимназической форме для девочек было утверждено в 1896 году. В 1918 году гимназическая форма дореволюционной России была признана буржуазным пережитком и отменена. В 1948 году, в период всеобщего «обмундиривания», когда ведомство за ведомством одевались в форму, школьная форма была снова сделана обязательной. Обязательное присутствие школьной формы в России было отменено весной 1992 года.
В конвенции о правах ребёнка сказано, что каждый ребёнок имеет право выражать свою индивидуальность так, как это ему угодно. И школьная форма ограничивает свободу самовыражения.
Но, все, же школьная форма, как и любая другая униформа, дисциплинирует, исключает, ограничивает возможность конкуренции между учениками и их родителями в одежде, устраняет визуальную разницу между учениками из семей различного материального достатка, препятствуя расслоению по принципу «богатые/бедные».
Учимся до 9 класса.
Когда подросток оказывается в 9-м классе, то наступает нелёгкая и очень ответственная пора выбора, как для него самого, так и для его родителей. Как и где продолжить обучение? Может уже пора идти получать профессию? Или же разумнее продолжать дальнейшее обучение в своей школе?
Конечно, сомнения – это вполне понятное явление. Да, несомненно, есть подростки, которые ещё в далеком детстве, заглядывая на несколько лет вперёд, твёрдо решили, что после 9-го класса непременно пойдут учиться в колледж, техникум или училище, потому, что у них есть мечта, наполненная восторженностью внутреннего голоса: «Я хочу стать медсестрой», «Я хочу стать поваром».
Однако часто желание уйти из школы после 9-го класса бывает очень спонтанным и связано с совершенно другими причинами, очень часто – психологическими. И самая банальная из них, усталость от школы.
В этом случае подросток ставит перед собой только одну задачу – уйти из школы. И выбирает колледж или училище по принципу, «куда попроще» или идет учиться за компанию с другом/подругой. Как таковую профессию при этом парни и девушки могут, увы, отодвигать совершенно на второстепенный план. А пару недель ликования с мыслями в духе: "Как же классно без этой злополучной школы", заканчиваются глубоким разочарованием и ощущением, что время тратится на занятия, которые не приносят никакого удовольствия, а в будующем, скорее всего, от них не будет даже и материальной прибыли.
Ещё одна причина резкого желания уйти в "большое плавание" заключается в элементарном личностном "Я", я уже большой, я взрослый.
И здесь существует один нюанс. Школа у свободолюбивых, независимых и креативных ребят часто вызывает только чувство протеста и настоящее отторжение от школы и всего того, что с ней связано, очень часто такие ребята в школе учатся очень плохо. Но когда, же подросток приходит в колледж или училище, то здесь он сразу получает колосальное количество самостоятельности. И многие, кто в школе был "середнячком", здесь просто действительно оживает, возрождается, раскрывая себя и как личность, и профессионально.
Часто нежелание продолжать образование в школе связано с определенными личностными проблемами. Самый распространенный вариант – низкая оценка своих способностей. К тому же, старшеклассники, как правило, редко задумываются о перспективах, не верят в себя, а потому не заботятся о выборе будущей специализации. Или у вашего ребенка не складываются отношения в коллективе.
Бывает, что ребята принимают решение уйти из школы самостоятельно, не оглядываясь на мнения родителей и друзей. Попросите сына или дочь аргументировать свое решение. Если аргументы будут четкими и устроят вас – не вмешивайтесь в процесс, ребенок ищет себя осознанно. Если же в ответ вы слышите отговорки, невразумительные ответы, задумайтесь – пора помочь ребенку определиться.
Часто бывает, что такие решения принимают ребята, живущие в неполных семьях.
В любом случае – родители – это жизненный опыт, мудрый совет и, финансовая поддержка, в осуществлении детской мечты. И в целом, какой бы ни была причина, ухода после 9 класса, если ребенок принял все-таки это решение, не давите на него, для родителей сейчас самое главное сделать так, чтобы в распоряжении вашего ребенка было как можно больше информации о том – где и как продолжить обучение. Расскажите о том, как вы выбирали свою профессию, с какими трудностями сталкивались, это поможет вам сблизиться с ребенком.
Немного истории.
В послевоенные годы была введена плата за обучение в старших классах средних школ и вузах СССР (с 1940-1956гг.). В старших классах школ и в вузах вводилось платное обучение и с установленным размером годовой оплаты. Обучение в столичных школах стоило 200 рублей в год; в провинциальных – 150, а за обучение в институте уже приходилось выкладывать 400 рублей в Москве, Ленинграде и столицах союзных республик, и 300 – в других городах. Годовая плата примерно соответствовала средней месячной номинальной зарплате советских трудящихся в то время: в 1940 году она составила 338 рублей в месяц.
Однако введение даже такой скромной платы для многих советских граждан закрыло возможность продолжить образование после 7 класса. А жители деревень, тогда вообще зарплаты не получали и работали в колхозе за трудодни.
В результате проведенных «реформ» количество выпускников средних школ (8-10 классы), средних специальных учебных заведений и вузов сократилось вдвое. Советская власть сознательно добивалась ограничения количества людей со средним, среднеспециальным и высшим образованием. Стране нужны были люди у станка. И этого добивались мерами экономического характера: за учебу устанавливалась плата.
Фактически Сталин в то время начал формирование новой сословности, а рабочие и крестьяне лишились «социальной лестницы». Те же крестьяне не могли «выбиться в люди» даже через учёбу в техникуме, а рабочие – через вуз. В семьях того времени нормой было по 5-7 детей у крестьян и по 3-4 – у рабочих. И платить за обучение 2-3 детей было для них непосильной ношей. Единственной социальной лестницей для низов тогда стали военные училища – обучение в них было бесплатным. Либо после службы в армии – работа в НКВД.
Но и при Хрущёве за школьное образование фактически приходилось платить. Был принят закон, вводивший обязательное восьмилетнее образование. Но при этом учащиеся 9-10-го классов должны были по 2 дня в неделю работать на производстве или в сельском хозяйстве. Для поступления в вуз теперь требовался стаж работы не менее двух лет после окончания школы. Эта «школьная реформа» была отменена сразу после смещения Хрущёва, а окончательно современный вид школьное образование приняло лишь при Брежневе, в 1966 году.
11 классов.
Окончание 11 классов школы автоматически открывает перед учеником возможности, которых нет у выпускников 9 классов – возможность поступления в вузы. Как правило, именно эти цели и преследуют те, кто принял решение не покидать стен школы и продолжить свое обучение в 10 и 11 классе. К выбору абитуриентов университеты, академии и институты. Все они имеют свои особенности, но главное, что их объединяет – это диплом о высшем образовании, который будущий студент сможет получить по прошествии нескольких лет обучения.
Выбор будущей профессии – вещь ответственная не только потому, что именно от нее будет зависеть уровень заработной платы, перспективы в будущем и карьерный рост, но и потому, что именно она пройдет через всю нашу жизнь и правильность ее выбора – это не просто 3 или 5 лет обучения – это вся жизнь. Вот почему, когда выпускник школы задается вопросом, куда пойти учиться после 11 класса, ответ на него дать однозначно очень сложно. Но, если немного поразмыслить и дать несколько полезных советов, то выбрать учебное заведение, куда пойти учиться после 11 класса лучше всего будет намного проще.
Перед поступлением, еще в школе можно пройти тестирование на профориентацию. Это поможет подростку определить сильные стороны своей личности, а главное – он сможет получить рекомендации, какие учебные направления ему подойдут. Все это в итоге позволит получить работу и добиться потрясающих результатов в будущем. А значит, что полученное образование станет вашим билетом в жизнь!

С уважением, Татьяна Веснина.


Купить косметику